Источник

 

Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером(доработанный вариант статьи).

 

Усилитель собран по двухкаскадной схеме с драйвером на пентоде 6П9. Пентод на входе выбран в связи с возможностью получить достаточное усиление от одного каскада, а также с хорошим звучанием выбранной лампы в тандеме с прямонакальным выходным триодом. Изначально, в качестве входной лампы были опробованы 6Ж8, 6Ж4 «Светлана», 6АС7 «General electric», 6AG7 «Ken-Rad». Как это не покажется странным, победили наши отечественные, светлановские 6П9, 1972года выпуска. Из недостатков прошлых вариантов следует отметить некоторую, как бы «измельчённость» звуковой картины у 6Ж4 и 6АС7, звучание получается излишне ярковатым и иногда складывается впечатление, что происходит как бы «вытаскивание» на передний план, малозначительных звуковых деталей второго плана, отчего звук кажется перенасыщенным мелкими деталями и излишне назойливым. Лампа 6Ж8 звучала как-то «серенько». Что касаемо 6AG7, то здесь видимо просто не повезло с партией ламп, все 8 имеющихся экземпляров очень сильно микрофонили.

Схема усилителя :

96134064

На схеме изображён один канал усилителя. Некоторые малозначительные детали в виде шунтирующих конденсаторов (некоторых) и особенностей монтажа, опущены. В качестве регулятора громкости использован «Никитинский» релейный регулятор громкости. Он же обеспечивает и такие сервисные функции как коммутация входов и включение с обеспечением задержки подачи анодного напряжения. Управление обеспечивается как с пульта ДУ, так и с помощью двух энкодеров на передней панели.

Монтаж осуществлён на усиленном шасси от старого «Прибоя».

DIGITAL CAMERA

Силовой трансформатор изготовлен из переделанного силового трансформатора от того же «Прибоя». С целью снижения индукции, у него домотана первичная обмотка и заново намотаны новые анодные и накальные обмотки.

«Никитинский» регулятор (и он же блок управления) запитан от отдельного небольшого дежурного трансформатора.

Выходные лампы 2A3 EH-GOLD. Лампы приобретены в виде подобранной пары. По качеству очень неплохие, к их незначительному недостатку следует отнести чуть заметное синеватое свечение в верхней части баллона при работе. Но это особенности используемого заводом стекла и на работу не влияет.

Выходные трансформаторы собственного изготовления. Намотаны на витых сердечникахиз стали Э330(3413). Для увеличения сечения брал сдвоенные наборы сердечников и при небольших габаритах получено сечение 16кв.см.. Правда, за использование такого набора приходится платить не совсем оптимальной формой катушки, которая имеет слишком вытянутую форму, что усложняет намотку.

DIGITAL CAMERA

DIGITAL CAMERA

Первичная обмотка содержит 2750витков провода ПЭТВ-0,28, разделённых на три секции по 750 -1250 -750витков. Все секции соединены последовательно.

Вторичная обмотка состоит из четырёх секций. Каждая секция имеет по два слоя провода ПЭТВ-0,6, в слое 61виток. Секции вторички скоммутированы последовательно-параллельно. Тут есть некоторая особенность намотки. Первые две секции мотаются в одну сторону (например слева — направо) а две последующие наоборот (справа — налево). Это даёт выравнивание  активного сопротивления двух последовательно соединённых слоёв. Коммутацию нагляднее посмотреть на приложенной  схеме намотки (разрез половины катушки).

39975766

Накал 2А3 осуществлен переменным напряжением. Предпринимались попытки использования для накала обмотки со средней точкой, но даже при сверхточной намотке таких половинок от фона избавиться так и не удавалось. От средней точки у накальной обмотки отказался, применив простую балансировку с помощью подстроечного резистора в катоде. Уровень фона на выходе порядка 1-1,3мВ, услышать его можно лишь «воткнув» ухо вплотную в динамик.

Рабочий ток лампы 2А3 можно контролировать на резисторе 1ом в катодной цепи. U=0,06-0,065В

Для выходных ламп применено фиксированное смещение. Кому-то может показаться что в цепи смещения стоит несколько лишних резисторов. Но, когда-то, при организации подобного типа смещения, меня упрекали в ненадёжности подстроечных резисторов. Хотя, в своих конструкциях, стараюсь использовать максимально качественные детали, но в этом усилителе решил перестраховаться и зашунтировать все плечи подстроечника постоянными резисторами (это делать не обязательно). Номиналы резисторов в цепи смещения могут отличаться, в зависимости от переменного напряжения на обмотке смещения.

Межкаскадный конденсатор – медный Дженсен, ничего лучше пока не найдено. Как его бюджетную альтернативу можно использовать отечественные К40У-9, но они звучат менее детально и менее утончённо. В общем кому что нравится, есть ведь ещё и достойные плёночные конденсаторы.

Конденсаторы в блоке питания «BC», зашунтированы как отечественными«К78»(голубые подушечки), так и импортными «RIFA».

Во второй сетке 6П9, параллельно стабилитрону, использован конденсатор МБГЧ 10мкФ/250В. Электролиты в этом месте ощутимо портили звучание, плёнка тоже давала слышимый окрас.

Изначально, в стабилизации питания второй сетки стоял вакуумный стабиловольт. Но, из-за низкой надёжности вакуумных стабиловольтов, их повышенного шума и не стабильного выхода на рабочий режим, стабиловольт был заменён кремниевым стабилитроном КС650А.

Много споров возникало на разных интернет форумах, куда правильно подключать «нижний» конц стабилитрона и шунтирующий его конденсатор. На катод или на «землю»? В моём варианте подключено на «землю». Но возможно, что кому-то понравится подключение к катоду лампы. На слух эти два включения отличаются. Выбор за вами. Вариант подключения к катоду показан на схеме пунктирной линией.

Резисторы в аноде и во второй сетке, составные из параллельных ВС-2, в схеме указаны лишь их результирующие сопротивления. В самом усилителе применены резисторы различных типов, в зависимости от места использования.

Питание усилителя кенотронное. Наши чёрноанодные 5Ц3С очень неплохие кенотроны. Накал кенотрона питается от хорошо заизолированной обмотки 5В со средней точкой. Анодное напряжение снимается с этой средней точки (своего рода балансное включение катода кенотрона). Спросите для чего так? А Вы попробуйте, может понравится ;). Первый конденсатор после кенотрона составной, применены бумагомасляные КБГ-МН, зашунтированные полипропиленом. Между каскадами нет развязки по питанию. Емкости фильтра в 1500мкФ вполне достаточно, чтоб отказаться от такой развязки.

Все накалы разведены свитым медным моножильным проводом сечением 1,5мм.

Чувствительность усилителя около 0,75В, при выходной мощности 2,5Вт(RMS) и выходном сопротивлении чуть ниже 2ом.

Вот собственно и всё.  Вот такая законченная и готовая к эксплуатации конструкция получилась.

DIGITAL CAMERA

 

Январь, 2012, г. Тула.