Источник

Моя реализация SE усилителя на лампе 300В.

 

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Итак, 300В…  Королева триодов. Или не королева? Кто-то скажет, что лучшая мощная прямонакальная лампа, это ГМ70, кто-то   —  ГУ48, а кто-то ухмыльнётся и скажет, что все перечисленные, это «детский лепет», а лучшая — ГМ57. Сколько людей, столько и мнений. Но, тем не менее, по своей распространённости среди прямонакального семейства, 300В является непревзойдённой. Огромное количество схем, море спроектированных усилителей. Эта лампа по прежнему занимает лидирующее место в дискуссиях аудио самодельщиков всего мира. Каким же он должен быть, SE усилитель на 300В?

Дело в том, что цели и задачи у разных конструкторов-проектировщиков тоже разные. Поэтому и усилители, с выходным каскадом на этой лампе, очень сильно отличаются по звучанию.

Предлагаемая мной реализация усилителя, это ни в коей мере НЕ самый лучший усилитель «всех времён и народов». Здесь нет никаких революционных схемных решений, всё изобретено и отработано ещё в прошлом веке. По сути, прародителем данной схемы является т.н. «схема Шишидо».

foto-2

С этой схемы всё начиналось.  Хотя, нет, вру. До этого было примерно полгода макетирования и экспериментов по разной рецептуре приготовки 300В. Пентоды, «Эсмила», «Рэйчерт» и т.д..  Не буду подробно останавливаться на особенностях разных опробованных схем. В результате пришёл вот к такому схемному решению. То, что получилось, мне очень понравилось, хотя понятно конечно, что место для критики и поиска недостатков есть всегда. Ещё раз повторяю, что задачи создать максималистскую бескомпромиссную конструкцию и не ставилось. Конструктив должен был помещаться в аудио стойку и иметь вес , доступный для переноски одним человеком… Ну и при этом хорошо звучать.

Получилось примерно вот что:

 

 foto-3

На схеме изображён один канал усилителя. Включение усилителя производится через сервисный блок. В нём реализован релейный регулятор громкости на основе т.н. «регулятора Никитина», переключение входов и задержка анодного питания. Управление через кнопки на передней панели и с пульта. Пришлось отказаться от энкодеров в пользу кнопок из-за того, что дома маленький ребёнок, который может при включенном аппарате внезапно довернуть ручку энкодера в любую сторону, а с кнопками его возможности несколько ограничены. 🙂

Оба канала запитаны от одного трансформатора. Обмотки трансформатора раздельные по каналам, кроме анодной.  Анодная обмотка общая, разделение по каналам происходит после первого конденсатора. На каждый канал свой дроссель и т.д..  Первый конденсатор С13  очень существенно влияет на общее звучание схемы. Поэтому он должен быть качественным. В моей схеме, применён полипропиленовый плёночный конденсатор. Изменяя его емкость, в меньшую или в большую сторону, можно,  в некоторых пределах, изменять и результирующее напряжение анодного питания. Электролитические конденсаторы  С3, С4, С7, С8, С10, С11, С12(а также катодный конденсатор С1)  зашунтированы плёночными конденсаторами(МКР 1-2мкФ).  Накалы входного и драйверного каскада питаются переменным напряжением от общей накальной обмотки с заземлением «виртуальной» средней точки. Накал 300В запитан от выпрямленного напряжения. Выпрямительный мост на мощных диодах «Шоттки». В выпрямителях анодного напряжения и напряжения смещения применены быстрые диоды с «мягким» переключением. Они вполне позволяют отказаться от кенотронов и получить динамичное звучание без «диодной жёсткости».

Выходной и драйверный каскады сделаны с  фиксированным смещением.

В входном каскаде работает лампа 6С5(Sylvania), можно применить лампы других производителей, среди отечественных ламп это 6С5С, 6С2С, половинка 6Н8С. Вообще, выбор лампы для входного каскада может быть довольно широким и определяться сугубо вкусовыми особенностями автора.  Главное требование, это получить усиление входного каскада в пределах 15-30 раз.

Впоследствии, при доработки схемы, был отработан вариант с применением в качестве входной лампы пентода 6Ж3(6SH7) в триодном включении. У неё усиление побольше, чем у 6С5 и, на мой вкус, более богатая сигнатура звучания. Но это конечно субъективные впечатления. Если кто-то всё-таки решится на такую замену, то нужно уменьшить значение резистора R8 до 3кОм, резистор анодной нагрузки R4 до 18кОм, а резистор R3 200-220ом. Не забудьте подключить вторую сетку 6Ж3 на анод через резистор 150-300ом, а ножку№1(корпус металлического баллона), на панельке, посадить на «землю». При тех же значениях питающего напряжения от б/п, должно получиться на аноде 6Ж3 160-170В, на катоде будет порядка 2В. Усиление такого каскада примерно 27-28раз, что может быть даже избыточным для раскачки выходной лампы(с учётом усиления в последующем, драйверном каскаде). Но, зато будет запас по усилению.

Драйверный каскад собран на 6СU6(Sylvania) в триодном включении. Российский аналог этой лампы — 6П31С(или её «магновальный» родственник 6П41С). Из зарубежных аналогов, могут быть применены 6BQ6, EL36 или их близкий родственник без анодного колпачка, лампа 6AV5.

Все вышеперечисленные лампы, это косвеннонакальные телевизионные тетроды, которые в триодном включении представляют из себя достаточно линейные и великолепно звучащие лампы. По своим электрическим параметрам они близки к 2А3(экстремалы могут применить и её для раскачки 300В). Драйвер на этих лампах получается достаточно мощным для раскачки не только 300В, но и более «тяжёлых» ламп.  Все обозначенные в схеме напряжения на рабочих точках, привязаны к применённым экземплярам ламп и в других реализациях этой схемы могут несколько отличаться от указанных.

Теперь о межкаскадном и выходном трансформаторах, применённых в этом усилителе. Оба трансформатора намотаны на сердечниках одинакового типа. Это трансформаторная сталь М6, типоразмера EI-96. отличаются лишь толщиной набора. Для межкаскадного трансформатора толщина набора 45мм(сечение 14,4кв.см.), а для выходного — 65мм(сечение 20,8кв.см.).

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Считаю, что применение таких сердечников, для постройки подобного усилителя, это минимально-достаточный вариант.

Межкаскадный трансформатор имеет схему секционирования П-В-П-В-П-В-П. Количество витков первичной и вторичной обмотки одинаково 2980витков.  Первичная обмотка намотана проводом 0,25мм(активное сопротивление 240ом), а вторичная – проводом 0,14мм(активное сопротивление 600ом). Соединение всех секций последовательное. Коэффициент трансформации 1:1.

Выходной трансформатор изготовлен по схеме секционирования П-В-П-В-П. Первичная обмотка – 2100витков, провод 0,28мм(активное сопротивление 135ом). Вторичная обмотка  — 70 витков проводом  диаметром 1,2. Две секции вторички соединены последовательно. Первая секция мотается в одну сторону, вторая — в обратную(возврат).  Коэффициент трансформации 30:1.

Приводить более подробную «раскладку» трансформаторов по количеству слоёв в секциях и толщине прокладок не вижу смысла, т.к. каждый автор, при намотке трансформаторов, придерживается своего опыта и личного мнения в данном вопросе.

Лампы 300В  — отечественного производства EH-Gold (вполне достойные представители семейства). При отработке схемы использовались более скромные экземпляры Саратовского завода(кстати тоже неплохие лампы). Каждый может выбрать 300В на свой вкус и кошелёк, сегодня их кто только не выпускает. Вот такой усилитель получился. Звучит очень музыкально, динамично, мощно, без «однотактной сладости» и «мыла». Выходное сопротивление усилителя около 1,3ом, при выходной мощности 8Вт/8ом.

 

г.Тула, Апрель 2013    Горнов Д.(U.L.F.)