Обсуждение на форуме Аудиопортал
|
|||||
Сейчас, многие, обратили свое внимание на винил, но не понимают, почему все-таки винильщики утверждают, что грампластинки звучат на порядок лучше компакт-дисков. К сожалению, истина и здесь проста. И упирается в совершенно банальное — деньги. Или стоимость аппаратуры.
|
|||||
|
|||||
Основное время на изготовление корректора у вас уйдет на поиск деталей, саму же конструкцию можно легко, даже не обладая опытом мастера, собрать за один воскресный день.
|
|||||
Принципиальная схема легкого собираемого из доступных деталей лампового высококачественного фонокорректора изображена на этой схеме.
|
|||||
|
|||||
Все резисторы мощностью 0,5…1 Вт, подойдут марок С2-10,С2-29,МТ. Можно использовать и углеродистые резисторы ВС, которые применялись в старых ламповых радиоприемниках.
|
|||||
|
|||||
Звук от такого соседства сразу станет грязным и разваленным. Конденсаторы С2, С3 нужно найти слюдяные, серий ССГ, СГМ, КСО, К31, с погрешностью не более 2%, хотя вполне можно попробовать и 5% допуск. Конденсатор С5 тоже желательно слюдяной, например ССГ, КСО номиналом 0,047…0,1мк, но за неимением подойдет бумажный К40У-9 или КБГ.
|
|||||
Потому что главное, конечно, собрать схему, что бы она заработала, а в дальнейшем вы сможете реально улучшать её звучание, заменяя используемые вами детали на более качественные, например зарубежные аудиофильные. Конденсатор С6 электролитический, тех же производителей, что и первые электролиты, хотя можно добавить к тому списку и фирму Саньо, некоторые их конденсаторы с органическим диэлектриком очень достойно звучат. Конденсатор С7 желательно найти бумажный, К40У-9 на напряжение 200 Вольт, за неимением можно использовать полипропиленовый из любой серии К78-хх, здесь главное не составлять этот конденсатор из нескольких. Батарейка в катоде первой лампы это никель-кадмиевый аккумулятор стандартного размера ААА, на 300mAh, обязательно использовать нероссийского производителя, хотя бы тайваньскую GP. Дроссель L1 любой на ток более 20 mA и индуктивность 2…10 Гн, например от советских ламповых телевизоров. С деталями разобрались, осталось собрать конструкцию.
|
|||||
|
|||||
Панельки этих ламп крепятся непосредственно к деревянному основанию.
|
|||||
Далее, перед лампой 6Н9С, симметрично длинной оси основания, делаем отверстия соответствующего диаметра и закрепляем, каждый со стороны соответствующего стереоканала, два стандартных панельных разъема RCA, желательно качественных, например фирмы NEUTRIK, которые легко можно найти в продаже. Эта пара разъемов будет входом корректора. Такие же разъемы нужно закрепить рядом с соответствующими канальными лампами 6Н8С, с противоположной стороны от расположения лампы 6Н9С.
|
|||||
|
|||||
Другие выводы деталей закрепляются либо на выводах (лепестках) ламповых панелек, которые на схеме отмечены черным цветом, либо на общей для обоих каналов земляной шине, вырезанной из той же медной пластины особым образом. Лишь выводы конденсаторов С7 и резисторов R10 каждого канала крепятся непосредственно к сигнальному контакту соответствующего выходного разъема RCA. Если вам не хватит длины выводов деталей для соединения их согласно схемы корректора, то в качестве проводников нужно будет использовать вырезанные из медной пластины полоски шириной в два-три миллиметра, заизолировав последние, если потребуется, трубочками из хлопковой ткани или обычной бумаги.
|
|||||
Со стороны деревянного основания у земляной шины должны быть предусмотрены (вырезаны и отогнуты на 90 градусов) лепестки для крепления, с помощью тех же шурупов, фигурной пластины земляной шины к деревянному основанию минимум в трех точках – около входных разъемов, после огибания фигурной пластиной панельки первой лампы и между панельками ламп 6Н8С каждого канала.
|
|||||
Земляная шина на рисунке обозначена сине-красной линией проводников, причем оранжевые площадки на концах этой линии означают общие (физически) точки крепления деталей, чьи выводы на принципиальной схеме присоединяются к общей шине на оранжевых площадках. После того, как вы разберетесь со схемой и поймете, как её организовать в «железе», остается главное – заставить себя собрать конструкцию, при этом подавив в себе совковый позыв к рационализаторству. И приобщение к виниловому сообществу вам гарантировано!
|
|||||
Некоторые частности
|
|||||
1. Фонокорректор задуман и рассчитан так, что НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКОЙ НАСТРОЙКИ! Вам нужно только правильно, как показано на схеме и рассказано в описании, собрать его. Специально повторяю еще раз — обязательно подавив в себе всякие позывы к рационализаторству. Например, к шунтированию электролитов мелкими пленочными конденсаторами, потому что этот корректор не электродвигатель.
|
|||||
2. Звук раскрывается после трехдневного прогрева.
|
|||||
3. Корректор должен располагаться вблизи проигрывателя грампластинок.
|
|||||
4. Источник питания представляет отдельную, достаточно удаленную от корректора (около 1-го метра), конструкцию.
|
|||||
5. В качестве высоковольтного источника питания желательно использовать трансформаторный кенотронный выпрямитель с фильтром С-L-C на выходе. Максимальный потребляемый ток по высокому напряжению не более 16…18 mA для обоих каналов фонокорректора, т.е. вполне можно использовать в качестве выпрямителя лампы 6Ц5С или её пальчиковый эквивалент.
|
|||||
6. В качестве накального питания ламп желательно использовать постоянное напряжение 6.3 Вольта, стабилизированное любым подходящим интегральным стабилизатором с рабочим током больше 2А, например из серии LM : 138, 150, 338, 350, которые широко распространены и очень дешевы. Ток, стабильно отдаваемый накальной обмоткой трансформатора, также должен быть не менее 2А.
|
|||||
7. Дальнейшее художественное оформление конструкции корректора зависит от ваших личных предпочтений.
|
|||||
8. В дальнейшем предполагается в этой серии выложить описание сборки качественного и простого усилителя на лампах с настоящим ламповым звуком. Т.е такого усилителя, который обладает прозрачным, чистым, с большой и устойчивой пространственной сценой, и, при всем этом, одновременно еще и смачным звучанием. Ну и общее питание для получившейся вместе с корректором усилительной системы. Единственная проблема вот только есть, она, как обычно, в отсутствии доступных по цене и одновременно качественных выходных трансформаторах. Так что на трансформаторы для этого усилителя объявляется конкурс.
|
|||||
9. И, конечно же, любая ламповая техника представляет собой устройства с повышенной опасностью поражения электрическим током, поэтому очень прошу, не суйте пальцы во включенную конструкцию, прежде чем это сделать, обязательно убедитесь, что схема обесточена, и электролитические конденсаторы успели разрядиться.
|
Реализация от Чапая
Знаменитая разработка В. Ульянова с говорящим названием. Триодная классика жанра. Собрал этот корректор для знакомого за пару вечеров. Знакомому нужен был ламповый корректор, ну а я хотел попробовать эту схему, о которой на аудиопортале огромная ветка!
Хоть и автор в своей статье строго настрого запретил вносить какие либо изменения в его схему, я конечно же игнорировал это 🙂 Ну не нравятся мне режимы ламп в этой схеме и всё тут! Ну сами посмотрите:
На аноде 6Н9С рассеивается всего 0,14Вт это всего 13% от её максимальной мощности. МАЛОВАТО!
Поэтому сразу, с ходу, решил поднять анодное до 520В, можно было и побольше, но трансик такой 🙂
Вот так. Получаем на аноде 6Н9С уже 0.39Вт а на аноде 6Н8С 2.07Вт. Уже кое что! Ну и аккумулятор я убрал, RC цепь на мой ух получше.
И вот так, шутя из того что было собрался такой малыш:
Но когда этот малыш с первого включения! и еле прогретый дал такой живой звук! музыка лилась из колонок ручьём 🙂 И совершенно неожиданно он обыграл мой«серьёзный» корр на EF40(Филипс)+5687(Филипс)
причём не оставляя шансов последнему!
Очень «живой» и музыкальный он получился. После такого саунда совершенно не замечаешь такие минусы как: бешеный (по сравнению с EF40) микрофонный эффект у 6Н9С и сильное пролезание фона через накал. У 6Н9С МЭЛЗ получше обстоят дела с этим. Накал тут только выпрямлять и стабилизировать (EF40 и переменкой можно питать,только со средней точкой и приподнять потенциал). Знакомый был очень рад 🙂 ну а я начал делать себе такой же..почти.
Комплектуха побогаче чуть:) Резиновые ножки обязательны! Подвальчик. Выпрямитель анодного двухполупериодный с удвоением, фильтр С-R-C-R-C. Резисторы по 1кОм, электролиты по 680мкФ 400В (последовательно по две). Питание правого и левого канала общее, не разделено (и не надо). В питании 6Н9С МБГО 20мкФ 600В. В накале стаб на LM317. Сетевой транс от КИПовского лампового усилителя УЭД, абсолютно тихий!
Элементы цепи коррекции замотаны в фольгу, фольга заземлена. Иначе ловит все помехи вокруг.
Питание осуществляется от трансформатора ИТОГ:
Простой, классический корректор, и совершенно неожиданно — живой, музыкальный, дышащий звук!
Рекомендую всем!
|
Свою версию корректора опубликовал на АП Юрий Робертович
Евгений, приветствую!
Можно добавить по комплектующим:
Межкаскадный конденсатор КБГ-И, на выходе плёнка RIFA 1мкФ 400В, в катодах Elna cerafine. Анодный выпрямитель с удвоением на диодах HFA04TB60, конденсаторы 680u 400v Panasonic.
Накал 6,3В выпрямляется с удвоением на диодах Шоттки SR540, две ёмкости 4700мкФ 16В затем стабилизируется LM317. Потенциал накала приподнят на +100В с резистивного делителя напряжения, который служит ещё для разряда конденсаторов при отключении корректора.
С уважением!
Здравствуйте! Собрал схему корректора, указанного в статье (6н9с+6н8с). Проблема такая-очень слабый уровень звука на выходе фонокорректора, звук еле слышно. Вы рекомендуете увеличить анодное напряжение до 520В, но предельное у 6н8с — 330В, а у 6н9с — 270В! Как быть?
6Н8С — включена по схеме SRPP, можно увеличивать напряжение до 600 вольт. Хотя хватит и 440-450 вольт
Только надо лампы по «этажам» разносить
У 6Н9С на аноде 215 вольт, смотрите внимательно схему. На схеме предоставлены все режимы