Поскольку в интернете я не встретил ни одного вразумительного текста,описывающего преимущества и недостатки аккумуляторов,я попытаюсь восполнить этот пробел,тем более что тема непосредственно связана с темой АМЛа про нехорошую энергию в сети. Аккумулятор,казалось бы,надежно отвязывает нас от источника сомнительной энергии и позволяет в некоторых случаях укоротить тракт донельзя,но,как оказалось,у аккумуляторов есть серьезные проблемы.Впервые я об этом задумался,когда сравнил ламповый клок на ЕФ14 с аккумуляторным питанием с клоком,питающимся от сети,с силовиком и кенотроном(оцените,насколько удлинился тракт,плюс добавилась грязная сеть!)
Вначале я был очарован определенными положительными свойствами аккумуляторного звука,и это продолжалось некоторое время.Справедливости ради я должен сказать,что у аккумуляторов все таки есть и плюсы,иначе идея аккумуляторного питания не держала бы в плену умы тысяч аудиофилов.В чем же эти плюсы и в чем недостатки? Ну,во первых,аккумуляторы(химические источники тока) очень сильно различаются между собой по звучанию и хуже всех других свинцово кислотных,к примеру,играют китайские гелиевые.Точно так же отличаются литиевые,металлгидридные,щелочные аккумуляторы,алкалайновые и солевые батарейки в зависимости от фирмы и года производителя.Стоит взять какую нибудь древнюю водоналивную батарею,и мнение об аккумуляторах может поменяться на совершенно противоположное,это обстоятельство не стоит сбрасывать со счетов!Как обычно,»как сделано» иногда побеждает «что сделано»! Второй вопрос-какие узлы целесообразно запитывать от аккумуляторов.Отдельные блоки,ламповый генератор или смещение ламп это одно,а весь тракт или целиком и полностью источник-совсем другое.На чем остановиться?Где граница применимости аккумуляторов.Где они реально улучшают качество звука а где их применение окажется лишним?Я думаю что для питания катода прямонакальных ламп,для отдельных узлов СД проигрывателя и для цепей смещения применять хорошо звучащие химические источники тока вполне допустимо,контролируя результат на слух,разумеется. Я попытаюсь воспользоваться методом субъективной экспертизы Анатолия Марковича(поскольку более удобного и разумно обоснованного инструмента аудиоэкспертизы пока не встретил) и дать краткую характеристику звучанию цифрового источника,целиком запитанного от свинцово кислотных акумуляторов.Это некое обобщение впечатлений,которое не следует применять ко всем случаям жизни.
1.Тональный баланс.Розовый шум источника питающегося от ХИТ не кажется нейтральным.Каждый тип аккумуляторов обладает своей собственной приятной,но невероятно навязчивой окраской,которая сидит в звуке на любом материале,впрочем это не самая большая проблема.
2.Тональная чистота.Тональная чистота свинцово-кислотных аккумуляторов весьма высока.Это один из плюсов такого типа питания.Звуки шелковые,они ласкают ухо,повышенная гладкость подкупает и радует практически любого,кто слушает такой звук впервые.Никель-Металгидридные аккумуляторы,особенно вставляемые «в передний проход по одесски»напротив,не очень благозвучны.Часто замечал грязь и специфическую серость,металлические призвуки. Сетевое питание,как правило,проигрывает по тональной чистоте свинцовокислотным аккумулятором. Стабилизаторы проблему не решают,только вносят дополнительные окраски и призвуки.Чистка фильтрами помогает лишь отчасти,излишне комфортизируя звук в большинстве случаев
3.Пространственное впечатление также на высоте.Каждый звук окутан воздухом,сцена глубокая ,широкая и в высшей степени аудиофильская.
4.Стереофоническое разрешение пропускаем,оно меня никогда не волновало
5.Ясность.Вот тут появляется ложка дегтя. Разбиваем ясность на подпризнаки,как советует АМЛ и проходимся по всем,по очереди: Разборчивость речи-достаточно высока разделение голосов-хорошее детальность средняя передача характера звукоизвлечения-весьма посредственная передача интонации-посредственная разделенность-связанность звков смещена в сторону связности Звуки неестественно округлые и слишком комфортные,слишком ласковые Возникает однообразие при переходе от одной записи к другой. Недостаточная интонационная выразительность приводит к сниженой вовлеченности и акцентирует внимание на аудиофильском любовании звуками. Преувеличенная пластика этому способствует. Недостаточно хорошо выраженны паузы между звуками,тишина между звуками,вообще свет преобладает над тенью,применяя терминологию Сакумы(о рембрандтовском взаимоотношении света и тени) Самое главное-на хороших записях нет ярко выраженного впечатления «как от живого выступления».Некая мертвячинка всегда присутствует и снижает эмоциональную отдачу при слушании музыки
6.Динамика.Динамические контрасты с аккумуляторами передаются великолепно.Ощцущение полного отсутствия преграды на пути звука.Легко и ненатужно,что меня всегда покоряло.Любые стабилизаторы,дроссели,резисторы в цепях питания зажимают звук.В этом смысле свинцово кислотный аккумулятор идеален.
7.Передача тембров Натуральность тембров средняя или даже ниже среднего.Из за навязчивой окраски возникает ощущение их искусственности Как я уже отмечал,комфортность преобладает.Она чрезмерна и подавляет,усыпляет,успокаивает там где требуется передать волнение и надрыв. Индивидуальность тембров также посредственная.Контраст между регистрами слабый
8.Энергичность звучания серьезно снижена несмотря на великолепную динамику.Это также создает привкус мертвячины.Тем более сильный,чем больше узлов системы запиатно от аккумуляторов.Однако при установке аккумуляторов в цепи смещения или накала минусы могут быть ничтожными и малозаметными(или вообще незаметными)на фоне плюсов.
9.Эмоции. Полнота передачи эмоций,как я уже отмечал,снижена,однако если остальной тракт питается от сети,то это может быть и не так здорово очевидно.Однако всю системы запитывать от аккумуляторов я бы не стал однозначно. Есть еще у свинцовокислотных аккумулятором эмоциональная константа-это мажорный тон и «сладость». Точность передаваемых эмоций вероятно невысокая в силу отмеченных выше особенностей.Однако чистый эксперимент с граммофоном в то время я не проводил.
10.На высшем уровне оценивать звучание аккумуляторов я не берусь,поскольку данный уровень скорее отражает сбалансированность и гармоничность системы в целом,а я убежден,что этой гармоничности иногда можно добиться даже с отдельными явными «неправильностями» и несуразностями.К примеру,нет сомнения,что некто,запитав один узел своей чудесной системы от аккумуляторов,все равно достигнет ощущения высшей целесообразности всех элементов музыки,а другой,запитавший все от сети,не достигнет.Слишком много факторов помимо питания определяют итоговый результат.
Зульфугаров А.А.