Этот усилитель несколько необычен. Он собран по топологии каскода — входная лампа ( 6Э5П ) внизу и работает в тетродном включении ( что несколько необчно для каскода ), а выходная ( 2А3) включена по схеме с общей сеткой, как в классическом каскоде. Результатом такого включения явилось то, что усилитель имеет очень высокое выходное сопротивление — около 100 Ом. Для чего нужен усилитель с таким высоким Rout ? Понятно, что не для акустики, которая в большинстве своем сделана для полупроводниковых усилителей с нулевым выходным сопротивлением. Вы наверно знаете, что я большой любитель открытых акустических оформлений, в основном, на широкополосниых динамиках. Вот для них ИТУН ( источник тока, управляемый напряжением ) — самое то.
Опыты со схемами подобного типа я уже описывал в более ранних публикациях. В этой статье описан законченный, упакованный в корпус усилитель на выходной лампе 2А3, с максимальной выходной мощностью 8 ватт. И это при рассеиваемой на аноде 2А3 мощности в 16 ватт. Да, это является еще одной особенностью схем данного типа — из выходной лампы удается “выкачать” мощность, равную половине рассеиваемой на аноде. Правда, расплатой за это является несколько бОльшая мощность, потребляемая от драйвера, и несколько более высокий Кг, о чем лично я не особо печалюсь, потому что меня интересует пение усилителя а не его технико-экономические показатели.
О схеме.
Кака видим, она предельно проста. Выходной трансформатор должен быть намотан как для пентода ( без ООС ), его минимальная индуктивность первички ( измеренная обычным китайским тестером индуктивности ) должна быть не менее 35 Гн. Его Ra 5КОм, но ввиду высокого Rout усилителя, очень полезно иметь несколько выходов — на 4 и 8 Ома, и к конкретной акустике выбирать лучший по звучанию. Батарейка в сетке 6Э5П — на 1.5 вольта от часов. Дроссель в питании экранной сетки 6Э5П намотан на полуваттном резисторе МЛТ R8 эмалированным проводом примерно 0.3 мм, около 10 — 15 витков. Важно, чтобы он был припаян как можно ближе к лампе, лучше всего прямо к выводу второй сетки на панельке — 6Э5П лампа высокочастотная и склонна к самовозбуждению. Это же правило касается и резистора R9. Резистор R15 по сути не нужен, я его использовал для более удобного контроля тока экранной сетки.
Блок питания:
Он собран по классической кенотронной схеме, сюда вместо 5Ц3С можно поставить и 5Ц4С, но мне первый по звуку нравится больше. Конденсаторы С4 и С9 — на 630 вольт пленочные, если есть место, С9 можно взять такой же как и С4. Электролиты С1 — С3, С5, С6 обычные на 350 вольт. Стабилизатор напряжения на вторых сетках 6Э5П выполнен в виде параллельного стабилизатора на транзисторах КТ854А, на базовую цепь которых включен стабилитрон 1N5386 на 180 вольт. По причине того, что они заметно шумят, параллельно им включен помехоподавляющий конденсатор С7, С8.
Схема коммутации выводов ТА174 ( обмотки вторички на 25 вольт не задействованы ) и блок фильтров для защиты от сетевых помех.
Диоды выпрямителя для питания сеток — на диодах Шоттки C3D03060. Все резисторы ( кроме экранных к 6Э5П — это был полуваттник МЛТ ) я ставил двухваттные китайские металлоксидные ( и в усилитель тоже ) — они очень нейтральны для звука и не шумят.
Сетевой трансформатор — ТА174. Мне повезло, что попался добротный трансформатор, который не гудит. Нагружен он тут по максимуму, но у меня другого не нашлось, поэтому если вы можете поставить трансформатор с запасом ( 100 — 150 ватт ) — это не помешает. Накальный трансформатор для 2А3 — это 30 Вт тор для галогенок, у которого перемотана вторичка. Такой же тор использован для питания накала 5Ц3С. Накал 6Э5П питается постоянным током от выносного БП, в задней панели для этого имеется разъем.
Выходные трансформаторы я приобрел готовые LM2014-U на на сайте
ht tp://www.vt4c.com/shop/program/main.php?cat_id=30&group_id=7&hit_cat=
Конечно можно было намотать самому, но моей целью было изготовить законченную конструкцию сделанную по новой концепции токового управления лампами, на качество и нюансы я пока не обращал особого внимания — доводкой и улучшениями можно будет заняться впоследствии.
Ток покоя каскода при правильно собранной схеме и исправных деталях автоматически должен установиться на уровне 45 — 55 мА. Ток можно контролировать по падению напряжения на резисторе R14 и оно должно быть примерно 0.6 вольта. Из ламп использованы 2А3 Совтек, но можно брать от любого другого производителя. Можно также брать и 6С4С, правда, тогда ее накал надо питать постоянным током. 6Э5П к сожалению заменить особо нечем, но лампочка это доступная и если поискать, всегда найти можно.
Однако несмотря скромную простую схему и небольшую выходную мощность, прослушивание очень порадовало. В процессе сборки я слушал этот усилитель со щитом ( его макетом, точнее ) на широкополоснике 4А32 и среднечастотнике Висатон AL130.
Блок фильтров к этому макету пока не доделан, поэтому описывать его здесь не буду. Скажу только о своем впечатлении ( и впечатлении моих друзей ) от прослушки
1. прозрачная, детальная середина, выпуклая и объемная
2. великолепный, мощный, глубокий бас
3. четкие, детальные верха.
4. Отличный тональный баланс.
5. Намного более высокая максимальная мощность ( 8 ватт ) по сравнению с использованием 2А3 в классической схеме с общим катодом ( 3.5 ватта )
Из недостатков могу отметить невысокую динамику. Причина мне пока недостаточно ясна, возможно виной тому серийные выходники и, как следствие, не очень широкая полоса пропускания. И из-за питания накалов 2А3 переменкой в колонках, если приложить ухо, немного слышен низкочастотный фон. Так что есть что улучшать.
И в довершение, картинки самого изделия в корпусе.
Новый усилитель на верхней полке. Справа видны серийные колонки, с которыми было сделано пробное коллективное прослушивание. Надо отметить, что усилитель с этими экземплярами акустики справился на ура.
Большое спасибо всем, кто участвовал в обсуждении проекта этого усилителя в клубе дийаудио http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=4020.0 а также тем, кто принял участие в прослушивании.