Источник

Мифы о ламповых усилителях.

Миф №1.

Ламповый усилитель не может питаться напрямую от электрической сети.

Поэтому ставится преобразующий трансформатор 220 Вольт / …220 Вольт! Разумеется во вторичной обмотке бывает и больше 220, и меньше 220, в зависимости от выбора ламп и их режима. Но, согласитесь, довольно часто ламповые усилители запитываются от выпрямленного 220 В ( т.е. постоянного 295…305 В — в зависимости, сколько у кого в розетке). Так, зачем в Hi-End аппаратуре, позиционирующей принцип «как можно меньше деталей в звуковом тракте» этот «лишний» элемент?!

Представьте себе на минутку (придержите контраргументы пока), какие плюсы появятся у такого лампового усилителя. Итак, наверное уменьшиться стоимость самого аппарата (прикидывайте на сколько, если усилитель, допустим средней мощности и класс «А»). Вес. Значительно облегчиться такой УМ. Свободного места станет больше — однозначно. Нет силового трансформатора — нет наводок! Аргумент весьма впечатляющий. У кого ламповые усилители имеют свойство «фонить» (пускай даже самую малость), согласятся, что без «фона» было бы лучше. Комфортнее, так сказать. Гудеть и греться станет нечему. Что ещё? Тогда самый «убойный» аргумент: ваш усилитель не будет зависить от запаса мощности этого самого силового трансформатора. В вашем распоряжении вся ближайшая подстанция! Динамика звука будет максимально возможная для данной схемы вашего усилителя.

Минутка прошла. Минусы. А вернее один минус, единственный, кстати. Но, минус с большой буквы — «Фаза»!! Опаснейшая штука для здоровья людей и самочувствия электроники. Однако, все пользуются компьютерами и ноутбуками. И в них имеется импульсные блоки питания, с пресловутым непосредственным питанием от электросети. Так там имеется «гальваническая развязка», скажете вы. А кто Вам, простите, мешает поставить в Ваш ламповый усилитель эту самую «гальваническую развязку». Кроме того, в любом ламповом усилителе она частично реализована. Не верите?! Вспомните выходной (звуковой) трансформатор. Сколько там вольт приходит на первичную обмотку? В среднем 300 Вольт, а то и больше. Но ведь никто не кричит «Нельзя!». Ставят  и успешно пользуются практически все владельцы ламповых усилителей. Надеюсь, логическую цепочку продолжать не стоит, на тему «как сделать гальваническую развязку всей схемы», а не только по её «выходу».

Для тех, кто сомневается в пользе  «лишней детали, вносящей дополнительные фазовые/частотные и прочие искажения», привожу рабочую схему такого вот усилителя:

shema_mosheva_s_izm.drayverom2

Собственно, схема представляет собой «мостовое» включение двух идентичных усилителей. Этакий ОТЛ наоборот. Что это даёт? Снижаются требования к пульсациям питающего напряжения. Снижаются общие искажения, так как работающие в противофазе усилители компенсируют не только пульсации питающего напряжения, но собственные (вносимые каскадами) искажения. А так как выходной каскад выполнен по топологии «cascode circuit-SRPP — Shunt Regulated Push Pull (СРПП, каскад с ди­намической нагрузкой), то в выходном трансформаторе отсутствует постоянная составляющая (те пресловутые 300 Вольт анодного напряжения). Нет подмагничивания железа — нет специфических искажений, присущих классическим схемам. Во всяком случае, не надо применять специальные меры борьбы с этим вредным явлением. Что упрощает требования к выходному трансформатору. Кроме того, такая топология обещает лучшие качественные характеристики. Входной (драйверный) каскад так же выполнен «двухэтажным». Драйверные каскады такого вида довольно часто применяются в ламповой технике. А вот в выходном каскаде значительно реже. Дело в том, что выходная мощность снимаемая с такого каскада -«каскода» в четыре раза ниже двух классически запараллеленных ламп. Поэтому, кого интересует КПД усилителя, в первую очередь (например фирм-производителей бытовой техники), а качество — во вторую, данная схемотехника не подойдёт по определнию. Тем не менее, максимальная выходная мощность у данного усилителя вполне достаточная, что бы раскачать даже  АС с небольшой чувствительностью. И составляет 8 Вт. С акустическими же системами чувствительностью более 90 Дб/Вт/м это более чем достаточный запас. Напомню, что «ламповые Ватты» звучат несколько громче (если так можно выразиться), чем «транзисторные».

Для того, что бы сигнал поступал в противофазе на вход усилителя использован наиболее симметричный из существующих видов Фазоинвертора — трансформатор. Его коэффициент трансформации выбран 1:2+2 под стандарт СиДи (2 В эфф.). Таким образом входной трансформатор выполняет три функции: является фазоинвертором, согласующим трансформатором и выполняет функцию…»гальванической развязки». Вход усилителя представляет собой симметричную линию (балансное подключение).

Схема усилителя размещена в корпусе натурального дерева, который имеет лаковое покрытие. Отсутствуют какие либо экраны. Схема не нуждается в подстройке режимов или какой либо балансировке. Подбор пар (исправных) ламп не требуется. В драйвере использованы лампы 6Н9С. Тее, кто предпочитает «аналитическое-нейтральное» звучание более «музыкальному-ламповому» окрасу могут заменить эти лампы на 6Н8С (без изменения номиналов резисторов). Звук приобретёт «тот самый ламповый» оттенок звучания, который нравиться большенству пользователей музыкальных записей. Следует помнить, что коэффициент усиления ламп 6Н8С  в два раза ниже 6Н9С, что приведет к уменьшению выходной мощности в два раза и составит 4 Вт. В выходном каскаде использованы «тугие» лампы 6Н13С всё той же «октальной» серии. Поэтому, оптимально начинать прослушивание музыки необходимо после 90 минут (!) после включения усилителя. Именно через такой промежуток времени усилитель начинает «звучать_как_надо».

um_srpp_6n5s

На фотографии представлен усилитель №5, выполненный по этой схеме. Вместо выходных ламп 6Н13С использованы 6Н5С. Выходная мощность -7.5 Вт (8 Ом).На этих лампах режим «Супер_заиграл» начинается по раньше — после 60 минут.

Дополнительную информацию (намоточные данные согласующих трансформаторов и варианты применения готовых трансформаторов в качестве выходных и пр.) можно найти в журнале «Радиоконструтор» №2, за 2014 год, стр.6-9.

В качестве выходных трансформаторов использованы ТАН-104.

Входные намотаны на железе от ТВЗ-Ш. 800-(1)+2х800 (2) диаметром 0.07, Ктранс — 1/(1+1).Кол-во витков можно пропорционально увеличить. Диаметр провода и железо так же можно увеличить.

Драйвер для лампового усилителя — какой лучше?

thdvsfrequency_.jpg@itok=XySjYxdi

Какие предварительные каскады (драйверы) для раскачки оконечных ламп лучше? Если спросить об этом на радиолюбительском форуме, то…увязните в болоте информации и умнейших советах. Начинающим (не продвинутым в  лампостроении) нормальным людям нужна «выжимка» из всего этого моря. Поэтому коротко.

Согласно зарубежного авторитета уважаемого тов. Моргана Джонса (под редакцией кандидата технаук доцента Иванюшкина Р.Ю.) по информации из его толстой книги «Ламповые усилители» можно представить драйвера в следующем виде. По степени улучшения характеристик:

Резистивный каскад, SRPP, усиленный SRPP (так называемый Мю-повторитель), и Бета-повторитель. Кто впервые слышит эти названия — обращаемся к википедии. Для остальных небольшой тест драйв на примере собственного усилителя.

Вдохновившись теоретическим утверждением, что Бета-повторитель лучше классического SRPP было произведено изменение одного канала усилителя. Лампа 6н9с. Затем, естественно была прослушка музыкальных записей (практически целый день), с целью выяснения преимущества драйвера на Бета — повторителе перед SRPP. Нет разницы. Даже «на уровне нюансов».

Тогда была проведена экспертиза. Картинки дальше по тексту представляют собой скриншоты из Спетролаба. По ним можно так же заметить практически минимальную разницу между качественным приростом драйвера на Бета-повторителе:

1_1_

1_1

Тогда, вспоминая отечественных производителей, добрым словом (в данном случае в хорошем смысле) перепаиваем эту же лампу, согласно рекомендациям Ю. В. Игнатенко.

__2

Лампа та же — сдвоенный триод 6н9с. Количество деталей так же мало.

Слушаем.

Обещанные им большее усиление и меньшие искажения имеют место быть. Приходиться подрегулировать баланс громкости при прослушивании. Замеряем спектр:

1_1__0

Вот теперь есть более существенные изменения (в сторону уменьшения искажений). Однако есть нюанс. Звук становиться правдоподобнее. Естественно, ведь искажения уменьшаются. Но вот привычный ламповый окрас начинает тоже пропадать. Ламповый «гармонизатор» постепенно превращается в «нейтральный» усилитель — что подашь на вход, то и получишь на выходе. А это (из личного опыта продаж) оказывается не сильно нравиться большинству потребителей «вкусной» музыки. Так что споры так и останутся, какой звук лучше (читайте – «вкуснее») — на этой лампе или на той. Потому как «хвосты» (спектры) у них в разных режимах разные.

И только настроенный усилитель (согласованная нагрузка всех каскадов и выходного трансформатора), согласно высказыванию автора наилучшего испытанного каскада (Юрия Васильевича), позволяет достичь одинакового звучания всех (!) ламп. Вот только многих, к сожалению такое звучание явно не устроит.

 

Здесь можно почитать, много полезного про питание от сети  

 

Отрицательное напряжение, можно сформировать по этому принципу, рисунок ниже

OLYMPUS DIGITAL CAMERA